1. Моделирование как метод научного познания.

Моделирование в научных исследованиях стало применяться

еще в глубокой древности и постепенно захватывало все новые

области научных знаний: техническое конструирование, строи-

тельство и архитектуру, астрономию, физику, химию, биологию и,

наконец, общественные науки. Большие успехи и признание прак-

тически во всех отраслях современной науки принес методу моде-

лирования ХХ в. Однако методология моделирования долгое время

развивалась независимо отдельными науками. Отсутствовала еди-

ная система понятий, единая терминология. Лишь постепенно ста-

ла осознаваться роль моделирования как универсального метода

научного познания.

Термин "модель" широко используется в различных сферах

человеческой деятельности и имеет множество смысловых значе-

ний. Рассмотрим только такие "модели", которые являются инс-

трументами получения знаний.

Модель - это такой материальный или мысленно представляе-

мый объект, который в процессе исследования замещает объ-

ект-оригинал так, что его непосредственное изучение дает новые

знания об объекте-оригинале

Под моделирование понимается процесс построения, изучения

и применения моделей. Оно тесно связано с такими категориями,

как абстракция, аналогия, гипотеза и др. Процесс моделирования

обязательно включает и построение абстракций, и умозаключения

по аналогии, и конструирование научных гипотез.

Главная особенность моделирования в том, что это метод

опосредованного познания с помощью объектов-заместителей. Мо-

дель выступает как своеобразный инструмент познания, который

исследователь ставит между собой и объектом и с помощью кото-

рого изучает интересующий его объект. Именно эта особенность

метода моделирования определяет специфические формы использо-

вания абстракций, аналогий, гипотез, других категорий и мето-

дов познания.

Необходимость использования метода моделирования опреде-

ляется тем, что многие объекты (или проблемы, относящиеся к

этим объектам) непосредственно исследовать или вовсе невозмож-

но, или же это исследование требует много времени и средств.

Процесс моделирования включает три элемента: 1) субъект

(исследователь), 2) объект исследования, 3) модель, опосредс-

твующую отношения познающего субъекта и познаваемого объекта.

Пусть имеется или необходимо создать некоторый объект А.

Мы конструируем (материально или мысленно) или находим в ре-

альном мире другой объект В - модель объекта А. Этап построе-

ния модели предполагает наличие некоторых знаний об объек-

те-оригинале. Познавательные возможности модели обуславливают-

ся тем, что модель отражает какие-либо существенные черты объ-

екта-оригинала. Вопрос о необходимости и достаточной мере

сходства оригинала и модели требует конкретного анализа. Оче-

видно, модель утрачивает свой смысл как в случае тождества с

оригиналом (тогда она перестает быть оригиналом), так и в слу-

чае чрезмерного во всех существенных отношениях отличия от

оригинала.

Таким образом, изучение одних сторон моделируемого объек-

та осуществляется ценой отказа от отражения других сторон. По-

этому любая модель замещает оригинал лишь в строго ограничен-

ном смысле. Из этого следует, что для одного объекта может

быть построено несколько "специализированных" моделей, кон-

центрирующих внимание на определенных сторонах исследуемого

объекта или же характеризующих объект с разной степенью дета-

лизации.

На втором этапе процесса моделирования модель выступает

как самостоятельный объект исследования. Одной из форм такого

исследования является проведение "модельных" экспериментов,

при которых сознательно изменяются условия функционирования

модели и систематизируются данные о ее "поведении". Конечным

результатом этого этапа является множество знаний о модели R.

На третьем этапе осуществляется перенос знаний с модели

на оригинал - формирование множества знаний S об объекте. Этот

процесс переноса знаний проводится по определенным правилам.

Знания о модели должны быть скорректированы с учетом тех

свойств объекта-оригинала, которые не нашли отражения или были

изменены при построении модели. Мы можем с достаточным основа-

нием переносить какой-либо результат с модели на оригинал, ес-

ли этот результат необходимо связан с признаками сходства ори-

гинала и модели. Если же определенный результат модельного

исследования связан с отличием модели от оригинала, то этот

результат переносить неправомерно.

Четвертый этап - практическая проверка получаемых с по-

мощью моделей знаний и их использование для построения обобща-

ющей теории объекта, его преобразования или управления им.

Для понимания сущности моделирования важно не упускать из

виду, что моделирование - не единственный источник знаний об

объекте. Процесс моделирования "погружен" в более общий про-

цесс познания. Это обстоятельство учитывается не только на

этапе построения модели, но и на завершающей стадии, когда

происходит объединение и обобщение результатов исследования,

получаемых на основе многообразных средств познания.

Моделирование - циклический процесс. Это означает, что за

первым четырехэтапным циклом может последовать второй, третий

и т.д. При этом знания об исследуемом объекте расширяются и

уточняются, а исходная модель постепенно совершенствуется. Не-

достатки, обнаруженные после первого цикла моделирования,

обусловленные малым знанием объекта и ошибками в построении

модели, можно исправить в последующих циклах. В методологии

моделирования, таким образом, заложены большие возможности са-

моразвития.

2. Особенности применения метода

математического моделирования в экономике.

Проникновение математики в экономическую науку связано с

преодолением значительных трудностей. В этом отчасти была "по-

винна" математика, развивающаяся на протяжении нескольких ве-

ков в основном в связи с потребностями физики и техники. Но

главные причины лежат все же в природе экономических процес-

сов, в специфике экономической науки.

Большинство объектов, изучаемых экономической наукой, мо-

жет быть охарактеризовано кибернетическим понятием сложная

система.

Наиболее распространено понимание системы как совокупнос-

ти элементов, находящихся во взаимодействии и образующих неко-

торую целостность, единство. Важным качеством любой системы

является эмерджентность - наличие таких свойств, которые не

присущи ни одному из элементов, входящих в систему. Поэтому

при изучении систем недостаточно пользоваться методом их расч-

ленения на элементы с последующим изучением этих элементов в

отдельности. Одна из трудностей экономических исследований - в

том, что почти не существует экономических объектов, которые

можно было бы рассматривать как отдельные (внесистемные)

элементы.

Сложность системы определяется количеством входящих в нее

элементов, связями между этими элементами, а также взаимоотно-

шениями между системой и средой. Экономика страны обладает

всеми признаками очень сложной системы. Она объединяет огром-

ное число элементов, отличается многообразием внутренних свя-

зей и связей с другими системами (природная среда, экономика

других стран и т.д.). В народном хозяйстве взаимодействуют

природные, технологические, социальные процессы, объективные и

субъективные факторы.

Сложность экономики иногда рассматривалась как обоснова-

ние невозможности ее моделирования, изучения средствами мате-

матики. Но такая точка зрения в принципе неверна. Моделировать

можно объект любой природы и любой сложности. И как раз слож-

ные объекты представляют наибольший интерес для моделирования;

именно здесь моделирование может дать результаты, которые

нельзя получить другими способами исследования.

Потенциальная возможность математического моделирования

любых экономических объектов и процессов не означает, разуме-

ется, ее успешной осуществимости при данном уровне экономичес-

ких и математических знаний, имеющейся конкретной информации и

вычислительной технике. И хотя нельзя указать абсолютные гра-

ницы математической формализуемости экономических проблем,

всегда будут существовать еще неформализованные проблемы, а

также ситуации, где математическое моделирование недостаточно

эффективно.

3. Особенности экономических наблюдений и измерений.

Уже длительное время главным тормозом практического при-

менения математического моделирования в экономике является на-

полнение разработанных моделей конкретной и качественной ин-

формацией. Точность и полнота первичной информации, реальные

возможности ее сбора и обработки во многом определяют выбор

типов прикладных моделей. С другой стороны, исследования по

моделированию экономики выдвигают новые требования к системе

информации.

В зависимости от моделируемых объектов и назначения моде-

лей используемая в них исходная информация имеет существенно

различный характер и происхождение. Она может быть разделена

на две категории: о прошлом развитии и современном состоянии

объектов (экономические наблюдения и их обработка) и о будущем

развитии объектов, включающую данные об ожидаемых изменениях

их внутренних параметров и внешних условий (прогнозы). Вторая

категория информации является результатом самостоятельных исс-

ледований, которые также могут выполняться посредством модели-

рования.

Методы экономических наблюдений и использования результа-

тов этих наблюдений разрабатываются экономической статистикой.

Поэтому стоит отметить только специфические проблемы экономи-

ческих наблюдений, связанные с моделированием экономических

процессов.

В экономике многие процессы являются массовыми; они ха-

рактеризуются закономерностями, которые не обнаруживаются на

основании лишь одного или нескольких наблюдений. Поэтому моде-

лирование в экономике должно опираться на массовые наблюдения.

Другая проблема порождается динамичностью экономических

процессов, изменчивостью их параметров и структурных отноше-

ний. Вследствие этого экономические процессы приходится посто-

янно держать под наблюдением, необходимо иметь устойчивый по-

ток новых данных. Поскольку наблюдения за экономическими про-

цессами и обработка эмпирических данных обычно занимают до-

вольно много времени, то при построении математических моделей

экономики требуется корректировать исходную информацию с уче-

том ее запаздывания.

Познание количественных отношений экономических процессов

и явлений опирается на экономические измерения. Точность изме-

рений в значительной степени предопределяет и точность конеч-

ных результатов количественного анализа посредством моделиро-

вания. Поэтому необходимым условием эффектного использования

математического моделирования является совершенствование эко-

номических измерителей. Применение математического моделирова-

ния заострило проблему измерений и количественных сопоставле-

ний различных аспектов и явлений социально-экономического раз-

вития, достоверности и полноты получаемых данных, их защиты от

намеренных и технических искажений.

В процессе моделирования возникает взаимодействие "пер-

вичных" и "вторичных" экономических измерителей. Любая модель

народного хозяйства опирается на определенную систему экономи-

ческих измерителей (продукции, ресурсов, элементов и т.д.). В

то же время одним из важных результатов народнохозяйственного

моделирования является получение новых (вторичных) экономичес-

ких измерителей - экономически обоснованных цен на продукцию

различных отраслей, оценок эффективности разнокачественных

природных ресурсов, измерителей общественной полезности про-

дукции. Однако эти измерители могут испытывать влияние недос-

таточно обоснованных первичных измерителей, что вынуждает раз-

рабатывать особую методику корректировки первичных измерителей

для хозяйственных моделей.

С точки зрения "интересов" моделирования экономики в нас-

тоящее время наиболее актуальными проблемами совершенствования

экономических измерителей являются: оценка результатов интел-

лектуальной деятельности (особенно в сфере научно-технических

разработок, индустрии информатики), построение обобщающих по-

казателей социально-экономического развития, измерение эффек-

тов обратных связей (влияние хозяйственных и социальных меха-

низмов на эффективность производства).

4. Случайность и неопределенность

в экономическом развитии.

Для методологии планирования экономики важное значение

имеет понятие неопределенности экономического развития. В исс-

ледованиях по экономическому прогнозированию и планированию

различают два типа неопределенности: "истинную", обусловленную

свойствами экономических процессов, и "информационную", свя-

занную с неполнотой и неточностью имеющейся информации об этих

процессах. Истинную неопределенность нельзя смешивать с объек-

тивным существованием различных вариантов экономического раз-

вития и возможностью сознательного выбора среди них эффектив-

ных вариантов. Речь идет о принципиальной невозможности точно-

го выбора единственного (оптимального) варианта.

В развитии экономики неопределенность вызывается двумя

основными причинами. Во-первых, ход планируемых и управляемых

процессов, а также внешние воздействия на эти процессы не мо-

гут быть точно предсказуемы из-за действия случайных факторов

и ограниченности человеческого познания в каждый момент. Осо-

бенно характерно это для прогнозирования научно-технического

прогресса, потребностей общества, экономического поведения.

Во-вторых, общего сударственное планирование и управление не

только не всеобъемлющи, но и не всесильны, а наличие множества

самостоятельных экономических субъектов с особыми интересами

не позволяет точно предвидеть результаты их взаимодействий.

Неполнота и неточность информации об объективных процессах и

экономическом поведении усиливают истинную неопределенность.

На первых этапах исследований по моделированию экономики

применялись в основном модели детерминистского типа. В этих

моделях все параметры предполагаются точно известными. Однако

детерминистские модели неправильно понимать в механическом ду-

хе и отождествлять их с моделями, которые лишены всех "степе-

ней выбора" (возможностей выбора) и имеют единственное допус-

тимое решение. Классическим представителем жестко детерминист-

ских моделей является оптимизационная модель народного хозяйс-

тва, применяемая для определения наилучшего варианта экономи-

ческого развития среди множества допустимых вариантов.

В результате накопления опыта использования жестко детер-

министских моделей были созданы реальные возможности успешного

применения более совершенной методологии моделирования эконо-

мических процессов, учитывающих стохастику и неопределенность.

Здесь можно выделить два основных направления исследований.

Во-первых, усовершенствуется методика использования моделей

жестко детерминистского типа: проведение многовариантных рас-

четов и модельных экспериментов с вариацией конструкции модели

и ее исходных данных; изучение устойчивости и надежности полу-

чаемых решений, выделение зоны неопределенности; включение в

модель резервов, применение приемов, повышающих приспособляе-

мость экономических решений к вероятным и непредвидимым ситуа-

циям. Во-вторых, получают распространение модели, непосредс-

твенно отражающие стохастику и неопределенность экономических

процессов и использующие соответствующий математический аппа-

рат: теорию вероятностей и математическую статистику, теорию

игр и статистических решений, теорию массового обслуживания,

стохастическое программирование, теорию случайных процессов.

5. Проверка адекватности моделей.

Сложность экономических процессов и явлений и другие от-

меченные выше особенности экономических систем затрудняют не

только построение математических моделей, но и проверку их

адекватности, истинности получаемых результатов.

В естественных науках достаточным условием истинности ре-

зультатов моделирования и любых других форм познания является

совпадение результатов исследования с наблюдаемыми фактами.

Категория "практика" совпадает здесь с категорией "действи-

тельность". В экономике и других общественных науках понимае-

мые таким образом принцип "практика - критерий истины" в боль-

шей степени применим к простым дескриптивным моделям, исполь-

зуемым для пассивного описания и объяснения действительности

(анализа прошлого развития, краткосрочного прогнозирования не-

управляемых экономических процессов и т.п.).

Однако главная задача экономической науки конструктивна:

разработка научных методов планирования и управления экономи-

кой. Поэтому распространенный тип математических моделей эко-

номики - это модели управляемых и регулируемых экономических

процессов, используемые для преобразования экономической дейс-

твительности. Такие модели называются нормативными. Если ори-

ентировать нормативные модели только на подтверждение действи-

тельности, то они не смогут служить инструментом решения ка-

чественно новых социально-экономических задач.

Специфика верификации нормативных моделей экономики сос-

тоит в том, что они, как правило, "конкурируют" с другими, уже

нашедшими практическое применение методами планирования и уп-

равления. При этом далеко не всегда можно поставить чистый

эксперимент по верификации модели, устранив влияние других уп-

равляющих воздействий на моделируемый объект.

Ситуация еще более усложняется, когда ставится вопрос о

верификации моделей долгосрочного прогнозирования и планирова-

ния (как дескриптивных, так и нормативных). Ведь нельзя же

10-15 лет и более пассивно ожидать наступления событий, чтобы

проверить правильность предпосылок модели.

Несмотря на отмеченные усложняющие обстоятельства, соот-

ветствие модели фактам и тенденциям реальной экономической

жизни остается важнейшим критерием, определяющим направления

совершенствования моделей. Всесторонний анализ выявляемых рас-

хождений между действительностью и моделью, сопоставление ре-

зультатов по модели с результатами, полученными иными метода-

ми, помогают выработать пути коррекции моделей.

Значительная роль в проверке моделей принадлежит логичес-

кому анализу, в том числе средствами самого математического

моделирования. Такие формализованные приемы верификации моде-

лей, как доказательство существования решения в модели, про-

верка истинности статистических гипотез о связях между пара-

метрами и переменными модели, сопоставления размерности вели-

чин и т.д., позволяют сузить класс потенциально "правильных"

моделей.

Внутрення непротиворечивость предпосылок модели проверя-

ется также путем сравнения друг с другом получаемых с ее по-

мощью следствий, а также со следствиями "конкурирующих" моде-

лей.

Оценивая современное состояние проблемы адекватности ма-

тематических моделей экономике, следует признать, что создание

конструктивной комплексной методики верификации моделей, учи-

тывающей как объективные особенности моделируемых объектов,

так и особенности их познания, по-прежнему является одной из

наиболее актуальных задач экономико-математических исследова-

ний.

6. Классификация экономико-математических моделей.

Математические модели экономических процессов и явлений

более кратко можно назвать экономико-математическими моделями.

Для классификации этих моделей используются разные основания.

По целевому назначению экономико-математические модели

делятся на теоретико-аналитические, используемые в исследова-

ниях общих свойств и закономерностей экономических процессов,

и прикладные, применяемые в решении конкретных экономических

задач (модели экономического анализа, прогнозирования, управ-

ления).

Экономико-математические модели могут предназначаться для

исследования разных сторон народного хозяйства (в частности,

его производственно-технологической, социальной, территориаль-

ной структур) и его отдельных частей. При классификации моде-

лей по исследуемым экономическим процессам и содержательной

проблематике можно выделить модели народного хозяйства в целом

и его подсистем - отраслей, регионов и т.д., комплексы моделей

производства, потребления, формирования и распределения дохо-

дов, трудовых ресурсов, ценообразования, финансовых связей и

т.д.

Остановимся более подробно на характеристике таких клас-

сов экономико-математических моделей, с которыми связаны наи-

большие особенности методологии и техники моделирования.

В соответствии с общей классификацией математических мо-

делей они подразделяются на функциональные и структурные, а

также включают промежуточные формы (структурно-функциональ-

ные). В исследованиях на народнохозяйственном уровне чаще при-

меняются структурные модели, поскольку для планирования и уп-

равления большое значение имеют взаимосвязи подсистем. Типич-

ными структурными моделями являются модели межотраслевых свя-

зей. Функциональные модели широко применяются в экономическом

регулировании, когда на поведение объекта ("выход") воздейс-

твуют путем изменения "входа". Примером может служить модель

поведения потребителей в условиях товарно-денежных отношений.

Один и тот же объект может описываться одновременно и структу-

рой, и функциональной моделью. Так, например, для планирования

отдельной отраслевой системы используется структурная модель,

а на народнохозяйственном уровне каждая отрасль может быть

представлена функциональной моделью.

Выше уже показывались различия между моделями дескриптив-

ными и нормативными. Дискриптивные модели отвечают на вопрос:

как это происходит? или как это вероятнее всего может дальше

развиваться?, т.е. они только объясняют наблюдаемые факты или

дают вероятный прогноз. Нормативные модели отвечают на вопрос:

как это должно быть?, т.е. предполагают целенаправленную дея-

тельность. Типичным примером нормативных моделей являются мо-

дели оптимального планирования, формализующие тем или иным

способом цели экономического развития, возможности и средства

их достижения.

Применение дескриптивного подхода в моделировании эконо-

мики объясняется необходимостью эмпирического выявления раз-

личных зависимостей в экономике, установления статистических

закономерностей экономического поведения социальных групп,

изучения вероятных путей развития каких-либо процессов при не-

изменяющихся условиях или протекающих без внешних воздействий.

Примерами дескриптивных моделей являются производственные

функции и функции покупательского спроса, построенные на осно-

ве обработки статистических данных.

Является ли экономико-математическая модель дескриптивной

или нормативной, зависит не только от ее математической струк-

туры, но от характера использования этой модели. Например, мо-

дель межотраслевого баланса дескриптивна, если она использует-

ся для анализа пропорций прошлого периода. Но эта же математи-

ческая модель становится нормативной, когда она применяется

для расчетов сбалансированных вариантов развития народного хо-

зяйства, удовлетворяющих конечные потребности общества при

плановых нормативах производственных затрат.

Многие экономико-математические модели сочетают признаки

дескриптивных и нормативных моделей. Типична ситуация, когда

нормативная модель сложной структуры объединяет отдельные бло-

ки, которые являются частными дескриптивными моделями. Напри-

мер, межотраслевая модель может включать функции покупатель-

ского спроса, описывающие поведение потребителей при изменении

доходов. Подобные примеры характеризуют тенденцию эффективного

сочетания дескриптивного и нормативного подходов к моделирова-

нию экономических процессов. Дескриптивный подход широко при-

меняется в имитационном моделировании.

По характеру отражения причинно-следственных связей раз-

личают модели жестко детерминистские и модели, учитывающие

случайность и неопределенность. Необходимо различать неопреде-

ленность, описываемую вероятностными законами, и неопределен-

ность, для описания которой законы теории вероятностей непри-

менимы. Второй тип неопределенности гораздо более сложен для

моделирования.

По способам отражения фактора времени экономико-математи-

ческие модели делятся на статические и динамические. В стати-

ческих моделях все зависимости относятся к одному моменту или

периоду времени. Динамические модели характеризуют изменения

экономических процессов во времени. По длительности рассматри-

ваемого периода времени различаются модели краткосрочного (до

года), среднесрочного (до 5 лет), долгосрочного (10-15 и более

лет) прогнозирования и планирования. Само время в экономи-

ко-математических моделях может изменяться либо непрерывно,

либо дискретно.

Модели экономических процессов чрезвычайно разнообразны

по форме математических зависимостей. Особенно важно выделить

класс линейных моделей, наиболее удобных для анализа и вычис-

лений и получивших вследствие этого большое распространение.

Различия между линейными и нелинейными моделями существенны не

только с математической точки зрения, но и в теоретико-эконо-

мическом отношении, поскольку многие зависимости в экономике

носят принципиально нелинейный характер: эффективность исполь-

зования ресурсов при увеличении производства, изменение спроса

и потребления населения при увеличении производства, изменение

спроса и потребления населения при росте доходов и т.п. Теория

"линейной экономики" существенно отличается от теории "нели-

нейной экономики". От того, предполагаются ли множества произ-

водственных возможностей подсистем (отраслей, предприятий) вы-

пуклыми или же невыпуклыми, существенно зависят выводы о воз-

можности сочетания централизованного планирования и хозяйс-

твенной самостоятельности экономических подсистем.

По соотношению экзогенных и эндогенных переменных, вклю-

чаемых в модель, они могут разделяться на открытые и закрытые.

Полностью открытых моделей не существует; модель должна содер-

жать хотя бы одну эндогенную переменную. Полностью закрытые

экономико-математические модели, т.е. не включающие экзогенных

переменных, исключительно редки; их построение требует полного

абстрагирования от "среды", т.е. серьезного огрубления реаль-

ных экономических систем, всегда имеющих внешние связи. Подав-

ляющее большинство экономико-математических моделей занимает

промежуточное положение и различаются по степени открытости

(закрытости).

Для моделей народнохозяйственного уровня важно деление на

агрегированные и детализированные.

В зависимости от того, включают ли народнохозяйственные

модели пространственные факторы и условия или не включают,

различают модели пространственные и точечные.

Таким образом, общая классификация экономико-математичес-

ких моделей включает более десяти основных признаков. С разви-

тием экономико-математических исследований проблема классифи-

кации применяемых моделей усложняется. Наряду с появлением но-

вых типов моделей (особенно смешанных типов) и новых признаков

их классификации осуществляется процесс интеграции моделей

разных типов в более сложные модельные конструкции.

7. Этапы экономико-математического моделирования.

Основные этапы процесса моделирования уже рассматривались

выше. В различных отраслях знаний, в том числе и в экономике,

они приобретают свои специфические черты. Проанализируем пос-

ледовательность и содержание этапов одного цикла экономико-ма-

тематического моделирования.

1. Постановка экономической проблемы и ее качественный

анализ. Главное здесь - четко сформулировать сущность пробле-

мы, принимаемые допущения и те вопросы, на которые требуется

получить ответы. Этот этап включает выделение важнейших черт и

свойств моделируемого объекта и абстрагирование от второсте-

пенных; изучение структуры объекта и основных зависимостей,

связывающих его элементы; формулирование гипотез (хотя бы

предварительных), объясняющих поведение и развитие объекта.

2. Построение математической модели. Это - этап формали-

зации экономической проблемы, выражения ее в виде конкретных

математических зависимостей и отношений (функций, уравнений,

неравенств и т.д.). Обычно сначала определяется основная конс-

трукция (тип) математической модели, а затем уточняются детали

этой конструкции (конкретный перечень переменных и параметров,

форма связей). Таким образом, построение модели подразделяется

в свою очередь на несколько стадий.

Неправильно полагать, что чем больше фактов учитывает мо-

дель, тем она лучше "работает" и дает лучшие результаты. То же

можно сказать о таких характеристиках сложности модели, как

используемые формы математических зависимостей (линейные и не-

линейные), учет факторов случайности и неопределенности и т.д.

Излишняя сложность и громоздкость модели затрудняют процесс

исследования. Нужно учитывать не только реальные возможности

информационного и математического обеспечения, но и сопостав-

лять затраты на моделирование с получаемым эффектом (при воз-

растании сложности модели прирост затрат может превысить при-

рост эффекта).

Одна из важных особенностей математических моделей - по-

тенциальная возможность их использования для решения разнока-

чественных проблем. Поэтому, даже сталкиваясь с новой экономи-

ческой задачей, не нужно стремиться "изобретать" модель; вна-

чале необходимо попытаться применить для решения этой задачи

уже известные модели.

В процессе построения модели осуществляется взаимосопос-

тавление двух систем научных знаний - экономических и матема-

тических. Естественно стремиться к тому, чтобы получить мо-

дель, принадлежащую хорошо изученному классу математических

задач. Часто это удается сделать путем некоторого упрощения

исходных предпосылок модели, не искажающих существенных черт

моделируемого объекта. Однако возможна и такая ситуация, когда

формализация экономической проблемы приводит к неизвестной ра-

нее математической структуре. Потребности экономической науки

и практики в середине ХХ в. способствовали развитию математи-

ческого программирования, теории игр, функционального анализа,

вычислительной математики. Вполне вероятно, что в будущем раз-

витие экономической науки станет важным стимулом для создания

новых разделов математики.

3. Математический анализ модели. Целью этого этапа явля-

ется выяснение общих свойств модели. Здесь применяются чисто

чисто математические приемы исследования. Наиболее важный мо-

мент - доказательство существования решений в сформулированной

модели (теорема существования). Если удастся доказать, что ма-

тематическая задача не имеет решения, то необходимость в пос-

ледующей работе по первоначальному варианту модели отпадает;

следует скорректировать либо постановку экономической задачи,

либо способы ее математической формализации. При аналитическом

исследовании модели выясняются такие вопросы, как, например,

единственно ли решение, какие переменные (неизвестные) могут

входить в решение, каковы будут соотношения между ними, в ка-

ких пределах и в зависимости от каких исходных условий они из-

меняются, каковы тенденции их изменения и т.д. Аналитической

исследование модели по сравнению с эмпирическим (численным)

имеет то преимущество, что получаемые выводы сохраняют свою

силу при различных конкретных значениях внешних и внутренних

параметров модели.

Знание общих свойств модели имеет столь важное значение,

часто ради доказательства подобных свойств исследователи соз-

нательно идут на идеализацию первоначальной модели. И все же

модели сложных экономических объектов с большим трудом подда-

ются аналитическому исследованию. В тех случаях, когда анали-

тическими методами не удается выяснить общих свойств модели, а

упрощения модели приводят к недопустимым результатам, перехо-

дят к численным методам исследования.

4. Подготовка исходной информации. Моделирование предъяв-

ляет жесткие требования к системе информации. В то же время

реальные возможности получения информации ограничивают выбор

моделей, предназначаемых для практического использования. При

этом принимается во внимание не только принципиальная возмож-

ность подготовки информации (за определенные сроки), но и зат-

раты на подготовку соответствующих информационных массивов.

Эти затраты не должны превышать эффект от использования допол-

нительной информации.

В процессе подготовки информации широко используются ме-

тоды теории вероятностей, теоретической и математической ста-

тистики. При системном экономико-математическом моделировании

исходная информация, используемая в одних моделях, является

результатом функционирования других моделей.

5. Численное решение. Этот этап включает разработку алго-

ритмов для численного решения задачи, составления программ на

ЭВМ и непосредственное проведение расчетов. Трудности этого

этапа обусловлены прежде всего большой размерностью эконноми-

ческих задач, необходимостью обработки значительных массивов

информации.

Обычно расчеты по экономико-математической модели носят

многовариантный характер. Благодаря высокому быстродействию

современных ЭВМ удается проводить многочисленные "модельные"

эксперименты, изучая "поведение" модели при различных измене-

ниях некоторых условий. Исследование, проводимое численными

методами, может существенно дополнить результаты аналитическо-

го исследования, а для многих моделей оно является единственно

осуществимым. Класс экономических задач, которые можно решать

численными методами, значительно шире, чем класс задач, дос-

тупных аналитическому исследованию.

6. Анализ численных результатов и их применение. На этом

заключительном этапе цикла встает вопрос о правильности и пол-

ноте результатов моделирования, о степени практической приме-

нимости последних.

Математические методы проверки могут выявлять некоррект-

ные построения модели и тем самым сужать класс потенциально

правильных моделей. Неформальный анализ теоретических выводов

и численных результатов, получаемых посредством модели, сопос-

тавление их с имеющимися знаниями и фактами действительности

также позволяют обнаруживать недостатки постановки экономичес-

кой задачи, сконструированной математической модели, ее инфор-

мационного и математического обеспечения.

Взаимосвязи этапов. На рис.1 изображены связи между эта-

пами одного цикла экономико-математического моделирования.

Обратим внимание на возвратные связи этапов, возникающие

вследствие того, что в процессе исследования обнаруживаются

недостатки предшествующих этапов моделирования.

Уже на этапе построения модели может выясниться, что пос-

тановка задачи противоречива или приводит к слишком сложной

математической модели. В соответствии с этим исходная поста-

новка задачи корректируется. Далее математический анализ моде-

ли (этап 3) может показать, что небольшая модификация поста-

новки задачи или ее формализации дает интересный аналитический

результат.

Наиболее часто необходимость возврата к предшествующим

этапам моделирования возникает при подготовке исходной инфори-

ации (этап 4). Может обнаружиться, что необходимая информация

отсутствует или же затраты на ее подготовку слишком велики.

Тогда приходится возвращаться к постановке задачи и ее форма-

лизации, изменяя их так, чтобы приспособиться к имеющейся ин-

формации.

Поскольку экономико-математические задачи могут быть

сложны по своей структуре, иметь большую размерность, то часто

случается, что известные алгоритмы и программы для ЭВМ не поз-

воляют решить задачу в первоначальном виде. Если невозможно в

короткий срок разработать новые алгоритмы и программы, исход-

ную постановку задачи и модель упрощают: снимают и объединяют

условия, уменьшают число факторов, нелинейные соотношения за-

меняют линейными, усиливают детерминизм модели и т.д.

Недостатки, которые не удается исправить на промежуточных

этапах моделирования, устраняются в последующих циклах. Но ре-

зультаты каждого цикла имеют и вполне самостоятельное значе-

ние. Начав исследование с построения простой модели, можно

быстро получить полезные результаты, а затем перейти к созда-

нию более совершенной модели, дополняемой новыми условиями,

включающей уточненные математические зависимости.

По мере развития и усложнения экономико-математического

моделирования его отдельные этапы обособляются в специализиро-

ванные области исследований, усиливаются различия между теоре-

тико-аналитическими и прикладными моделями, происходит деффе-

ренциация моделей по уровням абстракции и идеализации.

Теория математического анализа моделей экономики разви-

лась в особую ветвь современной математики - математическую

экономику. Модели, изучаемые в рамках математической экономи-

ки, теряют непосредственную связь с экономической реальностью;

они имеют дело с исключительно идеализированными экономически-

ми объектами и ситуациями. При построении таких моделей глав-

ным принципом является не столько приближение к реальности,

сколько получение возможно большего числа аналитических ре-

зультатов посредством математических доказательств. Ценность

этих моделей для экономической теории и практики состоит в

том, что они служат теоретической базой для моделей прикладно-

го типа.

Довольно самостоятельными областями исследований стано-

вятся подготовка и обработка экономической информации и разра-

ботка математического обеспечения экономических задач (созда-

ние баз данных и банков информации, программ автоматизирован-

ного построения моделей и программного сервиса для экономис-

тов-пользователей). На этапе практического использования моде-

лей ведущую роль должны играть специалисты в соответствующей

области экономического анализа, планирования, управления.

Главным участком работы экономистов-математиков остается пос-

тановка и формализация экономических задач и синтез процесса

экономико-математического моделирования.

8. Роль прикладных экономико-математических

исследований.

Можно выделить по крайней мере четыре аспекта применения

математических методов в решении практических проблем.

1. Совершенствование системы экономической информации.

Математические методы позволяют упорядочить систему экономи-

ческой информации, выявлять недостатки в имеющейся информации

и вырабатывать требования для подготовки новой информации или

ее корректировки. Разработка и применение экономико-математи-

ческих моделей указывают пути совершенствования экономической

информации, ориентированной на решение определенной системы

задач планирования и управления. Прогресс в информационном

обеспечении планирования и управления опирается на бурно раз-

вивающиеся технические и программные средства информатики.

2. Интенсификация и повышение точности экономических рас-

четов. Формализация экономических задач и применение ЭВМ мно-

гократно ускоряют типовые, массовые расчеты, повышают точность

и сокращают трудоемкость, позволяют проводить многовариантные

экономические обоснования сложных мероприятий, недоступные при

господстве "ручной" технологии.

3. Углубление количественного анализа экономических проб-

лем. Благодаря применению метода моделирования значительно

усиливаются возможности конкретного количественного анализа;

изучение многих факторов, оказывающих влияние на экономические

процессы, количественная оценка последствий изменения условий

развития экономических объектов и т.п.

4. Решение принципиально новых экономических задач. Пос-

редством математического моделирования удается решать такие

экономические задачи, которые иными средствами решить практи-

чески невозможно, например: нахождение оптимального варианта

народнохозяйственного плана, имитация народнохозяйственных ме-

роприятий, автоматизация контроля за функционированием сложных

экономических объектов.

Сфера практического применения метода моделирования огра-

ничивается возможностями и эффективностью формализации эконо-

мических проблем и ситуаций, а также состоянием информационно-

го, математического, технического обеспечения используемых мо-

делей. Стремление во что бы то ни стало применить математичес-

кую модель может не дать хороших результатов из-за отсутствия

хотя бы некоторых необходимых условий.

В соответствии с современными научными представлениями

системы разработки и принятия хозяйственных решений должны со-

четать формальные и неформальные методы, взаимоусиливающие и

взаимодополняющие друг друга. Формальные методы являются преж-

де всего средством научно обоснованной подготовки материала

для действий человека в процессах управления. Это позволяет

продуктивно использовать опыт и интуицию человека, его способ-

ности решать плохо формализуемые задачи.