Экономика Франции, как и других промышленно развитых ка-

питалистических стран, основана на принципе свободного предп-

ринимательства и торговли. В наше время Франция живет в усло-

виях рыночного хозяйственного механизма, однако степень свобо-

ды ценообразования задается объективными экономическими зако-

нами,а также государственным регулированием.

Несмотря на действие принципа свободного установления

цен, государство во Франции может прямо регулировать цены на

некоторые товары и услуги: на сельскохозяйственную продукцию,

газ, электроэнергию, транспортные услуги. Оно может также осу-

ществлять контроль за ценами в условиях конкуренции.

Государственный сектор в экономике Франции занимает отно-

сительно небольшой удельный вес в ВНП и включает в себя отрас-

ли-монополисты(газовую промышленность, электроэнергетику и

транспорт) и отрасли, работающие в режиме рыночной конкуренции

(национальный и коммерческие банки, страховые компании и

т.д.). В первом случае государство устанавливает все экономи-

ческие параметры деятельности отраслей-монополистов, в том

числе объем инвестиций, оплату труда и цены на готовую продук-

цию. Во втором случае государство оказывает минимальное воз-

действие на экономические параметры деятельности этих отрас-

лей, побуждая их к конкуренции с частным сектором. Эта специ-

фика экономики Франции предопределила соотношение между регу-

лируемыми и свободными ценами на товары и услуги: примерно 20%

цен регулируется государством, а остальные 80% находятся в ре-

жиме свободного рыночного ценообразования.

Следует отметить, что Франция является одной из немногих

промышленно развитых капиталистических стран, где существовал

довольно жесткий режим государственного регулирования цен, ко-

торый частично сохранился до настоящего времени.

Во Франции на протяжении почти 30 лет (1947-1986) госу-


- 2 -

дарственное регулирование цен являлось составной частью поли-

тики "дирижизма" (государственного регулирования экономики).

Начало французской системы регулирования цен было положено за-

конами от 39 июня 1945 года, которые провозгласили принцип

блокирования цен на уровне 1 сентября 1939 года. Сложная эко-

номическая ситуация в стране в послевоенный период, резкое

снижение покупательной способности французского франка обусло-

вили необходимость принятия решительных мер по контролю за це-

нами. В январе-феврале государство снизило цены на 10% на до-

вольно широкую группу товаров.

В конце 1947 года , с учетом некоторого повышения темпов

восстановления экономики, была заимствована политика "контро-

лируемого роста цен", в соответствии с которой предприниматели

получили право повышать цены, предупредив об этом государс-

твенные органы, которые могли отменить эти изменения. Однако

уже в начале 1948 года цены на товары были переведены в режим

полной или частичной свободы их установления.

В течение восьми последующих лет правительством Франции

были приняты 6 законов о блокировке цен, которые привели к

постоянному ужесточению ценового контроля. В 1960-1962годах

была проведена почти полная либерализация цен а промышленные

товары. Однако уже с середины 1963 года правительство Франции

приняло решение о новой блокировке цен на уровне 31 августа

1963 года в связи с новой экономической политикой("развитие

без инфляции"). Одновременно были заморожены цены на некоторые

продукты питания и услуги.

В период с 1965 по 1972 государственное регулирование цен

осуществлялось через "контракты стабильности" (1965г.), "прог-

раммные контракты" (1966г.) и "контракты против повышения цен"

(1971г.).

В соответствии с "контрактами стабильности" государство

заключило с предприятиями соглашения, по которым эти предприя-

тия имели право повышать цены на одни товары, одновременно


- 3 -

снижая цены на другие. Основная цель заключалась в поддержании

стабильности общего уровня цен.

В соответствии с " программными контрактами" государство

способствовало такой эволюции цен, которая отвечала бы услови-

ям международной конкуренции. Этот механизм распространялся на

все товары и услуги, которые в соответствии с "контрактами

стабильности" ранее подвергались контролю. В соответствии с "

программными контрактами" предприятия предоставляли государс-

тву информацию о своих инвестиционных программах, финансовом

положении, занятости, перспективе выхода на внешние рынки, а

также информацию, связанную с формированием цен, технико-эко-

номическую характеристику товаров, показатели производитель-

ности труда, методы финансового управления и т.д.

"Контракты против повышения цен" имели целью обеспечить

высокую конкурентоспособность французских товаров и замедлить

темпы роста инфляционного развития экономики. При принятии

предприятиями этих контрактов правительство принимало на себя

обязанность не принимать меры, ведущие к росту издержек произ-

водства.

В 70-х годах правительство Франции стало применять систе-

му мер по блокировке и регулированию цен. Со второй половины

1975 года были временно заблокированы цены на все товары и ус-

луги государственного и частного секторов, а с апреля по де-

кабрь 1976г. цены в госсекторе могли повышаться на определен-

ное количество процентов. При этом между государством и предп-

риятиями были заключены контракты, по которым последние обязы-

вались ограничивать рост цен на свою продукцию.

В первой половине 70-х годов правительство проводило

жесткую политику ограничения доходов во всех секторах экономи-

ки. В соответствии с этой политикой в государственном секторе

не возобновлялись контракты, предусматривающие увеличение

зарплаты, а в частном секторе зарплата служащих не должна пре-

вышать зарплату государственных служащих.


- 4 -

С середины 70-х годов экономическое положение Франции

резко ухудшилось в связи с 4-кратным повышением мировых цен на

нефть, в результате чего темпы роста значительно сократились,

а темпы роста цен возросли. Резкое повышение внутренних цен

привело к росту забастовочного движения. В свою очередь,

предприниматели для сохранения прибыли и обеспечения возмож-

ности самофинансирования неоднократно повышали цены, раскручи-

вая этим спираль "заработная плата - цены".

В этот период стало ясно, что система жесткого контроля

за ценами с использованием принципа их блокировки исчерпала

себя. Подобный контроль за ценами делает рынок негибким, сдер-

живает рост производства, конкуренцию и на определенном этапе

ограничивает свободный перелив капитала, мобильность рынка

труда, товаров и услуг.

Предприятия, которые в связи с блокировкой цен не могли

их повысить на контролируемых рынках, терпели убытки и не име-

ли достаточно средств на возобновление производства и увеличе-

ние инвестиций. Как считают французские экономисты, основным

недостатком блокировки цен является затруднение инвестирования

и рост бюрократизации. Следует также обратить внимание на низ-

кую эффективность контроля за ценами в борьбе против инфляции,

так как ее темпы в середине 70-х (9-10% в год) были значитель-

но выше, чем в странах, где регулирование проводилось не адми-

нистративными, а косвенными экономическими методами.

Контроль за ценами в тот период привел к переливу капита-

лов в США, Швейцарию и другие страны, где существовала возмож-

ность получения большей прибыли на единицу вложенного капитала.

Контроль за ценами привел также к таким негативным пос-

ледствиям, как рост импорта, так как стало выгоднее покупать

некоторые товары за границей, чем производить их во Франции.

Другой чертой стало ослабление позиций французских предприятий

в конкурентной борьбе с филиалами ТНК, которые часто продавали

свои товары дешевле для завоевания рынка.


- 5 -

В 1973г. правительство Франции либерализовало цены на

промышленную продукции. Однако программа либерализации осу-

ществлялась достаточно осторожно. На первом этапе были отобра-

ны отрасли, где имелась сильная международная конкуренция (ча-

совая и шарикоподшипниковая промышленности); отрасли, где в

силу специфики не наблюдались резкие скачки цен (пищевая про-

мышленность); отрасли, которые из-за социального обеспечения

имели стабильный рынок (фармацевтическая промышленность).

Безусловно, жесткий контроль за ценами в течение почти 30

лет способствовал стабилизации экономики. Однако любое адми-

нистративное вмешательство в ценообразование в рыночной эконо-

мике приводит к нарушению законов ценообразования. Блокировка

цен, устраняя на некоторое время противоречия в сфере обраще-

ния, вызывает противоречия в сфере производства. В этих усло-

виях государство вынуждено на определенном этапе "дирижистко-

го" регулирования цен прибегнуть к защите конкуренции с целью

достижения оптимального сочетания монопольных и конкурентных

сил на тех или иных товарных рынках.

В течение первой половины 80-х гг., особенно после пора-

жения социалистов, процесс либерализации цен продолжался и, к

1986г. было освобождено около 90% цен.

Постановление Совета Министров Франции от 1 декабря

1986г., отменившее постановление от 30 июня 1945 г., ввело

практически полную свободу цен на товары и услуги. Оно отмени-

ло право правительства в любой момент вмешиваться в процесс

ценообразования. Это означало свободное формирование цен в

процессе конкуренции.

Исключение из свободного ценообразования составляют от-

расли, где регламентация необходима (здравоохранение, общест-

венный транспорт). Вмешательство администрации в процесс фор-

мирование цен допускается при кризисной ситуации, чрезвычайных

обстоятельствах, национальном бедствии, а также при внезапных

и резкий нарушениях ценообразования, требующих срочных мер для


- 6 -

исправления положения. Срок, в течение которого общественные

власти в лице Государственного совета Франции правомочны вме-

шиваться, ограничен шестью месяцами. При этом временная регла-

ментация цен вводится лишь после консультации с Советом по

конкуренции и Национальным советом по потреблению.

В стране законодательно определены общие принципы свобод-

ного ценообразования и основные условия, при которых они могут

реально осуществляться. Первым и важнейшим условием является

наличие свободы выбора товара или услуги и продавца. Должна

быть обеспечена и достоверная информация о продаваемых товарах.

Либерализация цен не означает полного невмешательства го-

сударства в процесс ценообразования. Переход от политики пря-

мого вмешательства на микроуровне к системе глобального регу-

лирования для экономики Франции означает лишь изменение формы

вмешательства (переход от жесткого "дирижизма" к методам кос-

венного воздействия на рынок и цены). Поэтому не случайно, что

одновременно было принято постановление о ценовой конкуренции

в промышленности, в соответствии с которым запрещалось созда-

ние любых союзов производителей, импортеров, оптовых и рознич-

ных торговцев. Запрещались также заключения любых соглашений о

"минимальных ценах", либо о "рекомендуемых ценах" на товары.

Либерализация цен привела к необходимости изменения

структуры государственных регулирующих органов. До 1986 г. в

составе Министерства планирования и финансов органы ценообра-

зования были представлены самостоятельным департаментом, а

после 1986 г. он был преобразован в Совет по конкуренции, куда

вошли на правах отдела органы по государственному регулирова-

нию цен и ценовой конкуренции. На Совет возложена обязанность

оценивать правильность экономических поступков предприятий,

определять их соответствие нормам законодательства, следить за

соблюдением правил конкуренции и ценооброзования.

Совет по конкуренции может применять следующие санкции:

1) предписать предприятию или лицу прекратить инкриминируемую


- 7 -

деятельность в течение определенного срока;

2) наложить на предприятие или лицо денежный штраф, максималь-

ная величина которого составляет 5% торгового оборота предпри-

ятия-нарушителя;

3) потребовать от нарушителя опубликовать приговор Совета в

определенных журналах.

Все эти меры могут применяться в комплексе, они не явля-

ются взаимоисключающими.

Меры, применяемые Советом по конкуренции, можно назвать

общественными мерами. Если предприятие, ставшее жертвой анти-

конкурентной политики, потребует возмещение ущерба, то оно

должно обратиться с этой просьбой в суд.

В настоящее время во Франции имеется около 3 тыс. госу-

дарственных контролеров по ценам. Их основная задача - конт-

роль за государственной дисциплиной цен.

Существует разветвленная система общественного контроля

за качеством товаров и ценами. Под эгидой общества потребите-

лей работают несколько частных институтов по экспертизе раз-

личных товаров.

Надо отметить, что если раньше блокировку цен осуществля-

ло правительство Франции, то с 1986 г. эти решения принимаются

парламентом республики.

По оценкам французских экономистов, либерализация цен да-

ла хорошие результаты. Общий индекс потребительских цен за

1985-1989 вырос на 11,9%, что равняется в среднем на 2,8% в

год, т.е. за период либерализации цен инфляция в экономике

Франции находилась на нормальном уровне. Это доказывает то,

что на данном этапе французская экономика в состоянии сама се-

бя регулировать, то есть государственное вмешательство не не-

сет на себе основную нагрузку по поддержанию темпов экономи-

ческого роста. По сути в этом находит свое отражение неоклас-

сическая модель, которая провозглашает невмешательство госу-

дарства в экономику. Я считаю, что государство должно для наи-


- 8 -

лучшего экономического развития время от времени чередовать

применяемые модели. В принципе так и происходит. Консерваторы

сменяют социалистов, и наоборот. Это дает стимул к развитию

обоих моделей (имеется в виду вмешательство и невмешательство

государства). Экономическое развитие идет по спирали, и, может

быть, через одно-два десятилетия во Франции опять будут пре-

доставлены государству большие права.