В послевоенный период четко выделяются 2 модели гос-

ударственного регулирования отраслей инфраструктуры: пре-

имущественно прямое участие государства в развитии инфра-

структуры (50—70-е годы) и преимущественно косвенное воз-

действие (80-е годы).

В 50—70-х годах действовала достаточно жесткая система

государственного административного регулирования. Регулиро-

вание компаний инфраструктуры носило поотраслевой характер,

т.е. ограничевалось рамками отдельных отраслей.В соответст-

вии с принятыми и 50—60-е годы законами каждая отрасль ин-

фраструктуры контролировалась конкретным центральным прави-

тельственным учреждением.

В сферу государственного административного регулирования

входили следующие важнейшие стороны деятельности компаний

инфраструктуры: начало функционирования, обусловленное обя-

зательным получением лицензии; объем и структура производ-

ства; установление границ изменения цен на услуги; масшта-

бы и структура основного капитала и характер его использо-

вания, стандарты техники безопасности; выпуск акций и дру-

гих ценных бумаг и т.д.Государственные органы обладали пра-

вом налагать запрет на принятые компаниями решения по этим

аспектам деятельности, если они противоречили распоряжениям

государственных органов.

Кроме "приказных" методов большую роль в административ-

ном регулировании инфраструктуры играли также такие средс-

тва, как "неофициальные рекомендации" правительственных уч-

реждений по направлениям развития производства, структуре

инвестиций и другим аспектам деятельности частных компаний.

Эти средства административного руководства никак не были

закреплены в отраслевых законах, но действовали тем не ме-

нее достаточно эффективно.Как показала практика, часные ко-

мпании в большинстве случаев следовали этим рекомендациям.

Дело в том, что в случае "ослушания" компания могла лишить-

ся выгодных государственных заказов, льготных кредитов и

т.д.

Меры административного регулирования в отраслях инфра-

структуры разрабатывались, как правило, совместно государ-

ственным аппаратом и частными фирмами. Для этого при всех

министерствах и государственных управлениях, их депортамен-

тах и отделах была создана сеть консультативных советов. В

их состав вхводили представители административного аппара-

та, предпринимательских организаций, профсоюзов и ученые.

Обычно их возглавляли представители крупного бизнеса.

Главными целями административного регулирования в 50—

70-е годы являлись: поддержание мелкого бизнеса, защита

японских фирм от иностранных конкурентов, поддержка компа-

ний приоритетных отраслей (морского и воздушного транспорта,

информационного обслуживания и т.д.), а с середины 70-х го-

дов— и стимулирование снижения энергоемкости производства

и уровня загрязнения окружающей среды (в отраслях транспор-

та, электро-, газоснобжения).

Большое внимание к мелкому бизнесу в отраслях инфра-

структуры объяснялось, во-первых, тем, что сектор мелкого

предпринимательства представляет собой наиболее массовый

слой производителей в отраслях инфраструктуры Японии,"наст-

роение" которого в силу большого числазанятых в нем во мно-

гом определяет социальную стабильность в обществе, уровень

занятости и безработицы.

Важнейшими средствами поддержания мелкого бизнеса в 50-

60-е годы служили антимонопольное законодательство и 15

специальных законов,предусматривавших воздействие государ-

ства на конкурентную борьбу в отраслях инфраструктуры.В

этих же целях государство регламентировало объемы производ-

ства и продаж, нижние границы цен, стимулировало процесс

создания ассоциаций мелких предпринимателей и их коопера-

тивов.Особенно интенсивно указанные меры применялись на

транспорте, в оптовой торговле и сфере деловфх услуг.Госу-

дарство существенно ограничевало допуск иностранного капи-

тала (в области автомобильного и воздушного транспорта,свя-

зи, электро-, газоснабжении, информационного обслуживания),

оказывало помощ в получении новейшей научно-технической ин-

формации, в организации обмена опытом между предпринимате-

лями и т.д.

В 70-е годы государство также оказало большую поддержку

"структурно-больным" отраслям, стимулировав свертывание их

мощностей (законы и программы помощи морскому и железнодо-

рожному транспорту).

Но в 80-е годы система административного регулирования

инфраструктуры претерпела существенные изменения.В условиях

ускорения НТП, необходимости быстрой разработки и внедрения

новой техники сохранение привилегированного положения от-

дельных компаний и ограничение конкуренции превратилось в

факторы, сдерживающие развитие инфраструктуры и рост между-

народной конкурентоспособности японских компаний.В этой си-

туации государство перешло от политики сдерживания к поли-

тике максимального стимулирования конкуренции во всех отра-

слях инфраструктуры, максимально сокращяя "сферы государст-

венной опеки".

Были отменены ограничения на создания новых компаний в

отраслях связи, информационного обслуживания, воздушного

транспорта, значительно упростилась процедура лицензирова-

ния частных компаний в автомобильном транспорте и сфере де-

ловых услуг.

Другим направлением перестройки административного регу-

лирования в целях стимулирования конкуренции и расширения

свободы предпринимательской деятельности в отраслях инфра-

структуры стало ослабление государственной регламентации

ценовой политики частных фирм.

В 1983-1985 годах было ослаблено регулирование тарифов

автомобильного транспорта- введены потоварная тарифная си-

стема в области внутрирегиональных перевозок и система та-

рифов в зависимости от региона.

В результате НТП и диверсификации производства происхо-

дит стирание отраслевых границ, быстро возрастает число

компаний, функционирующих одновременно в нескольких отрас-

лях.Появляются новые формы монополизации (с помощью инфор-

мационных сетей, межотраслевых объединений и т.д.), которые

не подпадают под прежнюю систему антимонопольного регулиро-

вания, ограниченного рамками отдельных отраслей. Все это

потребовало отхода от поотраслевого принципа регулирования

и перехода к регулированию не отраслей, а компаний.

Для обеспечения соответствия структуры административно-

го аппарата новым условиям развития, в том числе для умень-

шения расходов на его содержание, были ликвидированы его

мало эффективные звенья, а также звенья, ставшие ненужными

в результате сужения масштабов административного регулиро-

вания. Были сокращены численность занятых и количество де-

партаментов и отделов всех министерств и управлений, зани-

мающихся административным регулированием компаний инфра-

структуры. За 1980-1987 гг. общее число чиновников, работа-

ющих в министерствах и управлениях, курирующих инфраструк-

туру , уменьшилось на 2,1 тыс. человек.

Интернационализация отраслей инфраструктуры Японии и

выход ее компаний на рынки других стран привели к тому, что

прежние методы административного регулирования уже не могут

охватить все стороны деятельности инфраструктурных фирм.

Для решения этой проблемы был взят курс на "интернационали-

зацию" системы административного регулирования, приведения

ее в соответствие с новыми условиями. Был создан механизм

сгласования государственного регулирования отраслей различ-

ных стран на межправительственном уровне.

Япония участвует в специализированных международных ко-

миссиях по вопросам развития отдельных отраслей инфраструк-

туры, появились двусторонние комиссии по урегулированию кон-

фликтов в торговле услугами ряда отраслей инфраструктуры и

совместного решения других вопросов.

По мере формирования международного механизма регулиро-

вания инфраструктуры основное внимание постепенно смещается

с устранения внешнеторговых противоречий на координайию со-

вместных усилий для решения долгосрочных проблем развития

отраслей инфраструктуры (разработка принципиально новых

средств и сооружений, создание всемирной комплексной цифро-

вой сети связи и т.д.).

Результатом ослабления государственной регламентации

явилось усиление конкуренции и повышение эффективности фун-

кционирования компаний дерегулируемых отраслей, особенно в

связи, на воздушном и автомобильном транспорте и т.д. При-

чем положительные тенденции наблюдаются не только в самой

дерегулироемой отрасли, но и во многих других отраслях. На-

пример, реформы в области связи внесли вклад в ускорение

НТП в информационном обслуживании и производстве средств

связи и электронной техники.

Таким образом, важнейшей отличительной чертой нового

механизма государственного регулирования инфраструктуры,

формирование которого началось в 80-е годы под воздействием

изменений условий общественного производства, является пе-

реход от преимущественно прямых на преимущественно косвен-

ные методы. Государственная политика по раскрепощению хо-

зяйственной инициативы и стимулированию конкуренции во всех

отраслях вызвала к жизни такие формы взаимодействия госуд-

арства с частным сектором, которые означают своего рода по-

лную или частичную "приватизацию" определенных хозяйствен-

ных функций государственных органов. Государство все больше

освобождает себя от непосредственной хозяйственной деятель-

ности, если она может осуществляться достаточно эффективно

частными компаниями под эгидой и контролем государства.

Государство по_прежнему с помощью административного, а

также кредитного и налогового регулирования способно опре-

делять важнейшие направления развития инфраструктуры, хотя

происходит это уже с помощью преимущественно косвенных ме-

тодов воздействия. Можно сказать, что происходит переход от

модели хозяйственного механизма, где ведущую роль играло

государственное регулирование, к модели, где ведущую роль

играет система конкурентно-рыночного регулирования, причем

происходит это на фоне усиливающейся интернацианализации

инфраструктуры Японии.

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. В.В.Власов

"ЯПОНИЯ"

Производственная инфраструктура -М.:"Наука",1991

2. И. Макмиллан

"Японская промышленная система"

3. "Япония: смена модели экономического роста"

Под. ред. И.П.Лебедевой, А.И.Кравцевича